Сестринский процесс при гастрите типа а
Сестринский процесс при гастрите: обязанности и рекомендации
Гастрит – одно из неприятнейших заболеваний желудка. Оно выражается воспалением слизистой оболочки органа. Гастрит может быть острым или хроническим и сопровождаться появлением эрозий или отеков. В чем же заключается сестринский процесс при гастрите?
Причины возникновения
Причин возникновения гастрита не так много, но вы всегда сможете отличить его от других заболеваний.
- Первой и самой главной причиной является употребление вредных продуктов питания и напитков. Это фастфуд, острая и жирная пища, алкоголь. Конечно, если вы балуете себя вкусной, но неполезной едой лишь по праздникам и особым случаям, то не обязательно станете жертвой гастрита. Однако обратите внимание на то, что чаще всего он развивается у людей в пожилом возрасте со слабым желудком.
- Передозировку различными лекарственными препаратами тоже никто не исключает. В их числе присутствуют средства на основе аспирина, кофеина, индометацина, фенилбутазона и различные нестероидные противовоспалительные медикаменты.
- Определенные токсические вещества также провоцируют гастрит: ртуть, инсектициды, коррозийные вещества.
- Множество бактерий способствуют возникновению этого заболевания. К ним относят стафилококк, сальмонеллу и ешерихии.
Чтобы понять, нуждаетесь вы во врачебной помощи или сможете справиться сами, следует обратить внимание на симптомы.
Признаки гастрита
При хроническом гастрите зачастую симптомы могут отсутствовать либо проявляться только незначительной болью. При остром гастрите все обстоит гораздо серьезнее. К симптомам этого заболевания относят:
- неприятные ощущения в области эпигастрия;
- колики;
- тошноту и рвоту кровью;
- острую боль в области желудка;
- общую слабость.
При наличии любых симптомов человек нуждается во врачебной помощи, поскольку любые физические действия могут принести ему дополнительную боль.
Действия медсестры при хроническом гастрите
Что собой представляет сестринский процесс при гастрите?
- Проведение обследований, сбор информации.
- Установление диагноза.
- Установка целей процесса, т. е. какого результат планируется достичь.
- Реализация лечения.
- Оценка эффективности трудов медицинского работника.
Помимо сестринского процесса при гастрите, медсестра имеет обязанности, которые необходимо строго выполнять при хроническом заболевании:
- контролировать соблюдение больным строгой диеты;
- проводить беседы о важности соблюдения правильного питания;
- объяснять родственникам, какие продукты можно приносить больному;
- давать пациенту, страдающему гастритом, необходимые препараты;
- осуществлять профилактические меры и научить больного по мере возможностей самостоятельно проводить профилактику своего организма.
На самом деле сестринский процесс при гастритах – это достаточно просто. Главное, контролировать все действия больного.
Сестринский процесс при остром гастрите
Иное же дело обстоит в ситуации, когда человек страдает острой формой гастрита. В таком случае сестринский процесс при гастрите включает в себя следующие действия:
- Обеспечивать больному полного покоя – как морального, так и физического.
- Давать спазмолитические средства.
- Уложить больного на бок и попросить подтянуть колени к животу. Это действие поможет расслабить мышцы желудка, из-за чего боль будет слабее. В таком положении больному необходимо находиться от 15 минут до полного устранения симптомов.
- Если спустя час покоя симптомы не отпускают, пациенту необходимо положить бутылку с холодной водой на живот.
Сестринский процесс при остром гастрите должен быть крайне точным и быстрым, поскольку чаще всего приступ начинается внезапно. Пациент физически не в состоянии ухаживать за собой. Приступ может длиться как от получаса, так и до нескольких часов. Необходимо во время и после приступа соблюдать строгую диету. Желательно в ближайшие несколько дней ограничиться кашами и постными супами. Из напитков можно употреблять либо морс, либо очень слабый чай. Лучше отдать предпочтение простой воде в первый день.
Сестринский уход при гастритах – задача непростая и очень кропотливая. Самое главное в этом деле – относиться к больному с вниманием и терпением, и тогда все ваши действия обязательно пойдут на пользу. К тому же гастрит может быть спровоцирован нервным всплеском. Покой и доброжелательное отношение для пациента в такой ситуации – самое необходимое для выздоровления.
Сестринский процесс при хроническом гастрите, гастродуодените
Профилактика.
Первичная профилактика:
– Своевременное выявление и лечение других заболеваний органов пищеварения (глистные инвазии, ДЖВП, кишечные инфекции и т.д.).
– Соблюдение принципов рационального питания.
– Санация очагов хронической инфекции.
– Оберегать ребенка от физических и эмоциональных перегрузок.
Вторичная профилактика:
– Проведение противорецидивного лечения.
– Санация очагов хронической инфекции.
Возможные проблемы пациента:
- Боли в животе различной интенсивности
- Диспепсические расстройства
- Нарушение питания
- Нарушение сна
- Нарушение физиологических отправлений (поносы, метеоризм, запоры)
- Снижение устойчивости к психическим и физическим нагрузкам
- Беспокойство, чувство тревоги, связанные с недостаточной информацией о заболевании, с незнакомой окружающей обстановкой при госпитализации.
- Страх перед обследованием.
- Неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания.
Возможные проблемы родителей:
- Дезадаптация и изменение стереотипа жизни семьи в связи с заболеванием ребенка.
- Дефицит знаний о заболевании и уходе.
- Необходимость изменения традиций семейного питания и организации диетического питания в домашних условиях.
- Неадекватная оценка состояния ребенка.
- Изменение внутрисемейных отношений.
Сестринские вмешательства:
1. Информировать родителей и ребенка, если позволяет возраст, о причинах и факторах риска развития заболевания, клинических проявлениях, принципах лечения и возможных осложнениях.
2. При обострении заболевания содействовать госпитализации ребенка в гастроэнтерологическое отделение стационара.
3. Создать атмосферу психологического комфорта и поддерживать у ребенка положительные эмоции во время его пребывания в стационаре.
4. Вовлекать ребенка в планирование и реализацию сестринского ухода, поощрять его к самоуходу при проведении личной гигиены.
5. Осуществлять мониторинг жизненно важных функций (ЧДД, ЧСС, АД, длительность болевого синдрома, характер рвоты, физиологических отправлений и т.д.).
6. Соблюдать тишину и охранительный режим, когда ребенок испытывает сильную боль, правильно проводить оценку боли.
7. Научить родителей в домашних условиях оказывать помощь при болевом синдроме, используя психологические приемы и медикаментозные способы (растворимые и неабсорбируемые антациды). Предупредить родителей, что длительный их прием и большие дозы антацидных препаратов могут вызвать осложнение – молочно-щелочной синдром.
8. Своевременно оценивать эффективность проводимой терапии, сообщать врачу о нежелательных эффектах. Соблюдать правила применения лекарственных средств, раздражающих слизистую оболочку желудка.
9. Научить родителей оказывать помощь при рвоте.
10. Заранее готовить ребенка с помощью терапевтической игры к манипуляциям и диагностическим методам обследования, терпеливо объяснять при этом непонятные слова и термины.
11. Обеспечить ребенка лечебным питанием, ознакомить ребенка и родителей с особенностями диеты № 1а, 1б, 1.
12. Научить родителей правильному подбору трав для фитотерапии и приготовлению отваров.
13. Порекомендовать родителям при обострении заболевания обеспечить ребенку рациональный режим дня с пролонгированным сном, при бодрствовании – разнообразить досуг спокойными настольными играми, чтением интересных книг, прослушиванием музыки и другими любимыми занятиями.
14. Включить в режим дня занятия ЛФК. В начале заболевания 12-15 минут в медленном темпе, используя простые упражнения для мелких и средних мышечных групп, с небольшим количеством повторений. Затем подключить упражнения для крупных мышц, но исключить упражнения для мышц брюшного пресса. При улучшении состояния и переводе ребенка на общий режим увеличить продолжительность занятий до 20 минут, ввести дыхательные, общеразвивающие упражнения на все группы мышц, из различных исходных положений, включить упражнения для мышц брюшного пресса с последующим расслаблением. Сочетать занятия ЛФК со спокойными играми, позволяющими восстановить нормальную адаптацию ребенка к физической нагрузке.
15. Обучить родителей правильно оценивать состояние ребенка, вносить изменения в план ухода в зависимости от его физического и психического состояния, заботиться о поддержании положительного эмоционального тонуса.
16. Посоветовать родителям изменить негативные семейные традиции в отношении питания (не переедать, отказаться от жирной, солёной, острой пищи), соблюдать основные принципы лечебного питания.
17. Вовлекать всех членов семьи в поддержание здорового образа жизни, обеспечить ребенку рациональный режим дня, адекватную физическую активность.
18. Убедить родителей продолжить динамическое наблюдение за ребенком врачом-педиатром и гастроэнтерологом после выписки из стационара с целью контроля состояния, своевременного назначения и проведения противорецидивного лечения.
Дискинезия желчевыводящих путей (ДЖВП) – это заболевание, характеризующееся нарушением тонуса и моторики желчного пузыря и протоков, приводящими к нарушению оттока желчи из печени в 12-перстную кишку. Среди всех хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта у детей ДЖВП составляет 80%. ДЖВП, в основном, возникают в дошкольном и младшем школьном возрасте, у девочек встречаются в 2 раза чаще.
Причины и факторы риска развития заболевания:
– Длительное нарушение ритма питания (длительные интервалы между приемами пищи).
– Раннее введение в пищевой рацион жирной и острой пищи.
– Пороки развития желчевыделительной системы.
– Хронические очаги инфекции.
– Нервные перенапряжения, стрессовые ситуации.
– Заболевания желудка и 12-перстной кишки.
Механизм патологического процесса:
Нарушение секреции пищеварительных гормонов вызывают нарушение регуляции функции желчевыведения. Неврозы, нарушение тонуса нервной вегетативной системы, нарушение нейрогуморальной регуляции вызывают расстройство координации и мышечного тонуса желчного пузыря и протоков. Застой желчи способствует снижению бактерицидных свойств кишечника, что ведет к развитию дисбактериоза. Нарушение оттока желчи с последующим изменением ее биохимического состава и коллоидных свойств способствуют выпадению в осадок составных частей желчи и создают условия для развития ЖКБ.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты при остром гастрите
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждениеДепартамента здравоохранения городаМосквы
«Медицинский колледж№ 7»
(ГБПОУ ДЗМ «МК №7»)
Выпускная квалификационная работа
Особенности сестринской деятельности по уходу за пациентами с острым гастритом на стационарном этапе
Сестринское дело, базовая подготовка
Москва, 2018год
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты острого гастрита
1.1. Характеристиказаболевания. 7
1.1.2.Этиология. 7
1.1.3.Механизм развития заболевания. 8
1.1.5.Основные клинические симптомы. 10
1.1.6.Течение заболевания. 13
1.1.7.Возможные осложнения . 14
1.1.8. Особенности течения заболевания в различные возрастные периоды. 15
1.1.9. Методы дополнительной диагностики . 16
1.1.10. Основные методы немедикаментозного и медикаментозного лечения. 18
1.1.11.Реабилитация пациентов с острым гастритом. 20
1.1.12. Профилактика. 21
1.2. Профессиональная роль медицинской сестры при остром гастрите. 23
1.2.1. Организация условий пребывания и двигательной активности. 23
1.2.2. Организация питания и питья. 23
1.2.3.Организация гигиенического ухода. 24
1.2.4. Выполнение назначений врача. 25
ВВЕДЕНИЕ
Практически половина населения Земли страдает заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Статистика в Российской федерации за период 2017-2018 года убедительно показывает, в структуре желудочно-кишечных заболеваний гастрит составляет более 80%.
По статистике за период 2016-2017 год различными видами гастритов страдают более 60% населения, среди них в 85% случаев гастрит имеет хроническое течение. Самая грозная форма воспаления слизистой желудка — атрофический гастрит, он по сути является предраковым состоянием и обнаруживается у 60% людей после 50 лет, у населения в возрасте от 30 до 50 лет — в 30% случаев, у молодежи до 30 лет в 5 % случаев[21].
Сегодня этим серьёзным заболеванием страдают не только взрослые, но и дети школьного возраста. Употребление слишком горячей или слишком холодной пищи, употребление в пищу пикантных блюд (преимущественно острой и очень соленой пищи). Чаще всего заболевания развиваются у людей, находящихся в состоянии нервно-психического напряжения, пренебрегающих здоровым питанием, злоупотребляющих алкоголем и курением. В России статистика в отношении разных форм гастритов отсутствует. В тех странах, где такая статистика имеется, хронический гастрит фиксируется у 80-90 % больных гастритами, при этом, наиболее опасна форма гастрита, относящаяся к так называемым «предраковым состояниям».
Исследования показали, что, когда бактерия попадает в организм человека, а именно в его пищеварительную систему, происходит своеобразная реакция: на поверхности бактерии появляется вещество уреаза, которое вырабатывается микроорганизмом для защиты от желудочного сока. Уреаза действует разрушающе на стенки слизистой и эпителий желудка. Когда бактерия попадает в клетки человеческого организма, то изменяется их геном, что в дальнейшем ведет к появлению ослабленного поколения клеток, в связи с чем гастрит приобретает острую форму. Инфицированные и новые ослабленные клетки гибнут сначала по одной; по мере прогрессирования заболевания клетки погибают группами, что приводит к развитию кишечной метаплазии и даже раку желудка[11].
Медицинская практика утверждает, что в настоящее время гастрит является самым распространенным из внутренних болезней человека. Причем частота заболевания хроническим гастритом возрастает с каждым годом и возрастные категории неограниченны. К 70 годам полиэтиологическое заболевание развивается у каждого четвертого. К сожалению, истинная причина стремительного распространения гастрита остается так и не выясненной до конца. В 1990 году гастрит был внесен в Международную классификацию болезней органов пищеварения
Главным помощником пациентов с острым гастритом в условиях стационараявляетсямедицинская сестра.Ее задачи состоит в контроле над лечением, уходе, а также предоставлении рекомендаций для скорейшего выздоровления. В этом и состоят основы сестринского процесса при остром гастрите. Медицинская сестра проводить консультацию по профилактике острого гастрита не только для пациента, но и для членов его семьи, для эффективного лечения после выписки из стационара[18].
Цель исследования –проанализировать особенности сестринской деятельности при уходе за пациентом при остром гастрите на стационарном этапе.
Задачи исследования
1. Изучить современные методы лечения острого гастрита по данным научно – медицинской литературы и интернет источников.
2. Выявить особенности деятельности медицинской сестры при уходе за пациентами с острым гастритом.
3. Провести мониторинг состояния пациента при остром гастрите.
4. Составить рекомендации (памятки) для пациентов с острым гастритом по профилактике обострений после выписки из стационара.
Объект исследования– сестринский уход за пациентами с острым гастритом.
Предмет исследования–особенности организации сестринской деятельности при уходе за пациентом с острым гастритом на стационарном этапе.
Методы исследования:
– теоретический анализ научно-методической литературы и интернет источников;
– анализ и обобщение результатов исследования.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты при остром гастрите
Семинарско-практическое занятие № 2. Тема: «Сестринский процесс при гастритах»
Тема: «Сестринский процесс при гастритах»
Вопросы для самоподготовки:
1. Определение, классификация хронических гастритов.
2. Этиология и патогенез хронических гастритов.
3. Хронический гастрит с сохраненной или повышенной секреторной функцией: клиника, диагностика, осложнения, лечение, уход.
4. Хронический гастрит с пониженной секреторной функцией: клиника, диагностика, осложнения, лечение, уход.
5. Профилактика хронического гастрита, первичная, вторичная.
Задания для самоподготовки:
* взятие материала на исследование (рвотные массы, кал на микробиологическое и копрологическое исследование);
* фракционное желудочное зондирование;
* оформление порционного требования;
* подготовка пациента к ФГДС и рентгеноскопии желудка.
Ознакомиться с теоретическим материалом по теме в учебном пособии Мельниковой М.А., Березиной И.С., Неволиной О.М. «Сестринское дело в терапии».
Ответить на вопросы для самоконтроля:
1. Какой инфекционный фактор чаще вызывает хронический гастрит?
2. Какие неинфекционные причины развития хронического гастрита Вы знаете?
3. Что включает в себя нарушение режима питания?
4. Какие эндогенные факторы могут быть причиной развития хронического гастрита?
5. Длительный прием каких лекарственных препаратов может вызвать развитие хронического гастрита?
6. Укажите роль пилорического хеликобактера в возникновении хронического гастрита.
7. Как классифицируется хронический гастрит по состоянию кислотообразующей функции желудка?
8. Перечислите основные проблемы пациента при хроническом гастрите с секреторной недостаточностью.
9. Назовите причину развития железодефицитной анемии у больных с хроническим гастритом с пониженной секреторной функцией.
10. Назовите причину развития В12–дефицитной анемии у больных с хроническим гастритом с пониженной секреторной функцией.
11. Перечислите осложнения хронического гастрита с пониженной секреторной функцией.
12. Перечислите основные проблемы пациента при хроническом гастрите с повышенной секрецией.
13. Перечислите данные основных инструментальных методов обследования при хроническом гастрите с сохранённой и повышенной секреторной функцией.
14. Перечислите данные основных инструментальных методов обследования при хроническом гастрите с пониженной секреторной функцией.
15. В чем отличие диетотерапии при хроническом гастрите с секреторной недостаточностью от диеты при хроническом гастрите с повышенной секрецией?
16. Фармакотерапия хронических гастритах с повышенной секрецией.
17. Фармакотерапия хронических гастритах с секреторной недостаточностью.
18. Какая заместительная терапия применяется при гастрите с секреторной недостаточностью?
19. Фитотерапия при хроническом гастрите.
20. Особенности приема минеральных вод при различных видах гастритов.
Решить ситуационные задачи:
Ситуационная задача № 1
Больной поступил в стационар с диагнозом хронический атрофический гастрит. Беспокоят: тошнота, метеоризм, поносы, тяжесть в эпигастрии после приема пищи, отрыжка воздухом. Больной недостаточно информирован о своем состоянии, способах лечения и профилактики. Режим общий.
Ситуационная задача № 2
Больной 37 лет поступил в стационар с диагнозом обострение хронического гастрита с повышенной секрецией и кислотностью желудочного сока. Жалобы на боли в эпигастрии, сразу или через 30 минут после приема пищи, изжогу, отрыжку кислым, запоры. Не считает свое заболевание серьезным, знания о лечебных и профилактических мероприятиях недостаточные. Режим общий.
Задание:определить нарушенные потребности, выявить приоритетные проблемы и спланировать по ним сестринское вмешательство.
Переписать в дневник и выучить алгоритмы сестринского ухода:
2. При поносах, связанных с ферментативной недостаточностью.
Алгоритм сестринского ухода при отрыжке
Алгоритм сестринского ухода при поносах, связанных с ферментативной недостаточностью
Ожидаемый результат: нормализация частоты стула и консистенции каловых масс.
Выписать в рецептах:
Маалокс, мотилиум, фестал, мезим форте, метронидазол.
Переписать в дневники нормальные показатели желудочного сока: