Хронический гастрит сестринский процесс
Сестринский процесс при хроническом гастрите, гастродуодените
Профилактика.
Первичная профилактика:
– Своевременное выявление и лечение других заболеваний органов пищеварения (глистные инвазии, ДЖВП, кишечные инфекции и т.д.).
– Соблюдение принципов рационального питания.
– Санация очагов хронической инфекции.
– Оберегать ребенка от физических и эмоциональных перегрузок.
Вторичная профилактика:
– Проведение противорецидивного лечения.
– Санация очагов хронической инфекции.
Возможные проблемы пациента:
- Боли в животе различной интенсивности
- Диспепсические расстройства
- Нарушение питания
- Нарушение сна
- Нарушение физиологических отправлений (поносы, метеоризм, запоры)
- Снижение устойчивости к психическим и физическим нагрузкам
- Беспокойство, чувство тревоги, связанные с недостаточной информацией о заболевании, с незнакомой окружающей обстановкой при госпитализации.
- Страх перед обследованием.
- Неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания.
Возможные проблемы родителей:
- Дезадаптация и изменение стереотипа жизни семьи в связи с заболеванием ребенка.
- Дефицит знаний о заболевании и уходе.
- Необходимость изменения традиций семейного питания и организации диетического питания в домашних условиях.
- Неадекватная оценка состояния ребенка.
- Изменение внутрисемейных отношений.
Сестринские вмешательства:
1. Информировать родителей и ребенка, если позволяет возраст, о причинах и факторах риска развития заболевания, клинических проявлениях, принципах лечения и возможных осложнениях.
2. При обострении заболевания содействовать госпитализации ребенка в гастроэнтерологическое отделение стационара.
3. Создать атмосферу психологического комфорта и поддерживать у ребенка положительные эмоции во время его пребывания в стационаре.
4. Вовлекать ребенка в планирование и реализацию сестринского ухода, поощрять его к самоуходу при проведении личной гигиены.
5. Осуществлять мониторинг жизненно важных функций (ЧДД, ЧСС, АД, длительность болевого синдрома, характер рвоты, физиологических отправлений и т.д.).
6. Соблюдать тишину и охранительный режим, когда ребенок испытывает сильную боль, правильно проводить оценку боли.
7. Научить родителей в домашних условиях оказывать помощь при болевом синдроме, используя психологические приемы и медикаментозные способы (растворимые и неабсорбируемые антациды). Предупредить родителей, что длительный их прием и большие дозы антацидных препаратов могут вызвать осложнение – молочно-щелочной синдром.
8. Своевременно оценивать эффективность проводимой терапии, сообщать врачу о нежелательных эффектах. Соблюдать правила применения лекарственных средств, раздражающих слизистую оболочку желудка.
9. Научить родителей оказывать помощь при рвоте.
10. Заранее готовить ребенка с помощью терапевтической игры к манипуляциям и диагностическим методам обследования, терпеливо объяснять при этом непонятные слова и термины.
11. Обеспечить ребенка лечебным питанием, ознакомить ребенка и родителей с особенностями диеты № 1а, 1б, 1.
12. Научить родителей правильному подбору трав для фитотерапии и приготовлению отваров.
13. Порекомендовать родителям при обострении заболевания обеспечить ребенку рациональный режим дня с пролонгированным сном, при бодрствовании – разнообразить досуг спокойными настольными играми, чтением интересных книг, прослушиванием музыки и другими любимыми занятиями.
14. Включить в режим дня занятия ЛФК. В начале заболевания 12-15 минут в медленном темпе, используя простые упражнения для мелких и средних мышечных групп, с небольшим количеством повторений. Затем подключить упражнения для крупных мышц, но исключить упражнения для мышц брюшного пресса. При улучшении состояния и переводе ребенка на общий режим увеличить продолжительность занятий до 20 минут, ввести дыхательные, общеразвивающие упражнения на все группы мышц, из различных исходных положений, включить упражнения для мышц брюшного пресса с последующим расслаблением. Сочетать занятия ЛФК со спокойными играми, позволяющими восстановить нормальную адаптацию ребенка к физической нагрузке.
15. Обучить родителей правильно оценивать состояние ребенка, вносить изменения в план ухода в зависимости от его физического и психического состояния, заботиться о поддержании положительного эмоционального тонуса.
16. Посоветовать родителям изменить негативные семейные традиции в отношении питания (не переедать, отказаться от жирной, солёной, острой пищи), соблюдать основные принципы лечебного питания.
17. Вовлекать всех членов семьи в поддержание здорового образа жизни, обеспечить ребенку рациональный режим дня, адекватную физическую активность.
18. Убедить родителей продолжить динамическое наблюдение за ребенком врачом-педиатром и гастроэнтерологом после выписки из стационара с целью контроля состояния, своевременного назначения и проведения противорецидивного лечения.
Дискинезия желчевыводящих путей (ДЖВП) – это заболевание, характеризующееся нарушением тонуса и моторики желчного пузыря и протоков, приводящими к нарушению оттока желчи из печени в 12-перстную кишку. Среди всех хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта у детей ДЖВП составляет 80%. ДЖВП, в основном, возникают в дошкольном и младшем школьном возрасте, у девочек встречаются в 2 раза чаще.
Причины и факторы риска развития заболевания:
– Длительное нарушение ритма питания (длительные интервалы между приемами пищи).
– Раннее введение в пищевой рацион жирной и острой пищи.
– Пороки развития желчевыделительной системы.
– Хронические очаги инфекции.
– Нервные перенапряжения, стрессовые ситуации.
– Заболевания желудка и 12-перстной кишки.
Механизм патологического процесса:
Нарушение секреции пищеварительных гормонов вызывают нарушение регуляции функции желчевыведения. Неврозы, нарушение тонуса нервной вегетативной системы, нарушение нейрогуморальной регуляции вызывают расстройство координации и мышечного тонуса желчного пузыря и протоков. Застой желчи способствует снижению бактерицидных свойств кишечника, что ведет к развитию дисбактериоза. Нарушение оттока желчи с последующим изменением ее биохимического состава и коллоидных свойств способствуют выпадению в осадок составных частей желчи и создают условия для развития ЖКБ.
Сестринский процесс при гастрите: обязанности и рекомендации
Гастрит – одно из неприятнейших заболеваний желудка. Оно выражается воспалением слизистой оболочки органа. Гастрит может быть острым или хроническим и сопровождаться появлением эрозий или отеков. В чем же заключается сестринский процесс при гастрите?
Причины возникновения
Причин возникновения гастрита не так много, но вы всегда сможете отличить его от других заболеваний.
- Первой и самой главной причиной является употребление вредных продуктов питания и напитков. Это фастфуд, острая и жирная пища, алкоголь. Конечно, если вы балуете себя вкусной, но неполезной едой лишь по праздникам и особым случаям, то не обязательно станете жертвой гастрита. Однако обратите внимание на то, что чаще всего он развивается у людей в пожилом возрасте со слабым желудком.
- Передозировку различными лекарственными препаратами тоже никто не исключает. В их числе присутствуют средства на основе аспирина, кофеина, индометацина, фенилбутазона и различные нестероидные противовоспалительные медикаменты.
- Определенные токсические вещества также провоцируют гастрит: ртуть, инсектициды, коррозийные вещества.
- Множество бактерий способствуют возникновению этого заболевания. К ним относят стафилококк, сальмонеллу и ешерихии.
Чтобы понять, нуждаетесь вы во врачебной помощи или сможете справиться сами, следует обратить внимание на симптомы.
Признаки гастрита
При хроническом гастрите зачастую симптомы могут отсутствовать либо проявляться только незначительной болью. При остром гастрите все обстоит гораздо серьезнее. К симптомам этого заболевания относят:
- неприятные ощущения в области эпигастрия;
- колики;
- тошноту и рвоту кровью;
- острую боль в области желудка;
- общую слабость.
При наличии любых симптомов человек нуждается во врачебной помощи, поскольку любые физические действия могут принести ему дополнительную боль.
Действия медсестры при хроническом гастрите
Что собой представляет сестринский процесс при гастрите?
- Проведение обследований, сбор информации.
- Установление диагноза.
- Установка целей процесса, т. е. какого результат планируется достичь.
- Реализация лечения.
- Оценка эффективности трудов медицинского работника.
Помимо сестринского процесса при гастрите, медсестра имеет обязанности, которые необходимо строго выполнять при хроническом заболевании:
- контролировать соблюдение больным строгой диеты;
- проводить беседы о важности соблюдения правильного питания;
- объяснять родственникам, какие продукты можно приносить больному;
- давать пациенту, страдающему гастритом, необходимые препараты;
- осуществлять профилактические меры и научить больного по мере возможностей самостоятельно проводить профилактику своего организма.
На самом деле сестринский процесс при гастритах – это достаточно просто. Главное, контролировать все действия больного.
Сестринский процесс при остром гастрите
Иное же дело обстоит в ситуации, когда человек страдает острой формой гастрита. В таком случае сестринский процесс при гастрите включает в себя следующие действия:
- Обеспечивать больному полного покоя – как морального, так и физического.
- Давать спазмолитические средства.
- Уложить больного на бок и попросить подтянуть колени к животу. Это действие поможет расслабить мышцы желудка, из-за чего боль будет слабее. В таком положении больному необходимо находиться от 15 минут до полного устранения симптомов.
- Если спустя час покоя симптомы не отпускают, пациенту необходимо положить бутылку с холодной водой на живот.
Сестринский процесс при остром гастрите должен быть крайне точным и быстрым, поскольку чаще всего приступ начинается внезапно. Пациент физически не в состоянии ухаживать за собой. Приступ может длиться как от получаса, так и до нескольких часов. Необходимо во время и после приступа соблюдать строгую диету. Желательно в ближайшие несколько дней ограничиться кашами и постными супами. Из напитков можно употреблять либо морс, либо очень слабый чай. Лучше отдать предпочтение простой воде в первый день.
Сестринский уход при гастритах – задача непростая и очень кропотливая. Самое главное в этом деле – относиться к больному с вниманием и терпением, и тогда все ваши действия обязательно пойдут на пользу. К тому же гастрит может быть спровоцирован нервным всплеском. Покой и доброжелательное отношение для пациента в такой ситуации – самое необходимое для выздоровления.
Сестринский процесс при хроническом гастрите, гастродуодените
Профилактика.
Первичная профилактика:
– Своевременное выявление и лечение других заболеваний органов пищеварения (глистные инвазии, ДЖВП, кишечные инфекции и т.д.).
– Соблюдение принципов рационального питания.
– Санация очагов хронической инфекции.
– Оберегать ребенка от физических и эмоциональных перегрузок.
Вторичная профилактика:
– Проведение противорецидивного лечения.
– Санация очагов хронической инфекции.
Возможные проблемы пациента:
- Боли в животе различной интенсивности
- Диспепсические расстройства
- Нарушение питания
- Нарушение сна
- Нарушение физиологических отправлений (поносы, метеоризм, запоры)
- Снижение устойчивости к психическим и физическим нагрузкам
- Беспокойство, чувство тревоги, связанные с недостаточной информацией о заболевании, с незнакомой окружающей обстановкой при госпитализации.
- Страх перед обследованием.
- Неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания.
Возможные проблемы родителей:
- Дезадаптация и изменение стереотипа жизни семьи в связи с заболеванием ребенка.
- Дефицит знаний о заболевании и уходе.
- Необходимость изменения традиций семейного питания и организации диетического питания в домашних условиях.
- Неадекватная оценка состояния ребенка.
- Изменение внутрисемейных отношений.
Сестринские вмешательства:
1. Информировать родителей и ребенка, если позволяет возраст, о причинах и факторах риска развития заболевания, клинических проявлениях, принципах лечения и возможных осложнениях.
2. При обострении заболевания содействовать госпитализации ребенка в гастроэнтерологическое отделение стационара.
3. Создать атмосферу психологического комфорта и поддерживать у ребенка положительные эмоции во время его пребывания в стационаре.
4. Вовлекать ребенка в планирование и реализацию сестринского ухода, поощрять его к самоуходу при проведении личной гигиены.
5. Осуществлять мониторинг жизненно важных функций (ЧДД, ЧСС, АД, длительность болевого синдрома, характер рвоты, физиологических отправлений и т.д.).
6. Соблюдать тишину и охранительный режим, когда ребенок испытывает сильную боль, правильно проводить оценку боли.
7. Научить родителей в домашних условиях оказывать помощь при болевом синдроме, используя психологические приемы и медикаментозные способы (растворимые и неабсорбируемые антациды). Предупредить родителей, что длительный их прием и большие дозы антацидных препаратов могут вызвать осложнение – молочно-щелочной синдром.
8. Своевременно оценивать эффективность проводимой терапии, сообщать врачу о нежелательных эффектах. Соблюдать правила применения лекарственных средств, раздражающих слизистую оболочку желудка.
9. Научить родителей оказывать помощь при рвоте.
10. Заранее готовить ребенка с помощью терапевтической игры к манипуляциям и диагностическим методам обследования, терпеливо объяснять при этом непонятные слова и термины.
11. Обеспечить ребенка лечебным питанием, ознакомить ребенка и родителей с особенностями диеты № 1а, 1б, 1.
12. Научить родителей правильному подбору трав для фитотерапии и приготовлению отваров.
13. Порекомендовать родителям при обострении заболевания обеспечить ребенку рациональный режим дня с пролонгированным сном, при бодрствовании – разнообразить досуг спокойными настольными играми, чтением интересных книг, прослушиванием музыки и другими любимыми занятиями.
14. Включить в режим дня занятия ЛФК. В начале заболевания 12-15 минут в медленном темпе, используя простые упражнения для мелких и средних мышечных групп, с небольшим количеством повторений. Затем подключить упражнения для крупных мышц, но исключить упражнения для мышц брюшного пресса. При улучшении состояния и переводе ребенка на общий режим увеличить продолжительность занятий до 20 минут, ввести дыхательные, общеразвивающие упражнения на все группы мышц, из различных исходных положений, включить упражнения для мышц брюшного пресса с последующим расслаблением. Сочетать занятия ЛФК со спокойными играми, позволяющими восстановить нормальную адаптацию ребенка к физической нагрузке.
15. Обучить родителей правильно оценивать состояние ребенка, вносить изменения в план ухода в зависимости от его физического и психического состояния, заботиться о поддержании положительного эмоционального тонуса.
16. Посоветовать родителям изменить негативные семейные традиции в отношении питания (не переедать, отказаться от жирной, солёной, острой пищи), соблюдать основные принципы лечебного питания.
17. Вовлекать всех членов семьи в поддержание здорового образа жизни, обеспечить ребенку рациональный режим дня, адекватную физическую активность.
18. Убедить родителей продолжить динамическое наблюдение за ребенком врачом-педиатром и гастроэнтерологом после выписки из стационара с целью контроля состояния, своевременного назначения и проведения противорецидивного лечения.
Дискинезия желчевыводящих путей (ДЖВП) – это заболевание, характеризующееся нарушением тонуса и моторики желчного пузыря и протоков, приводящими к нарушению оттока желчи из печени в 12-перстную кишку. Среди всех хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта у детей ДЖВП составляет 80%. ДЖВП, в основном, возникают в дошкольном и младшем школьном возрасте, у девочек встречаются в 2 раза чаще.
Причины и факторы риска развития заболевания:
– Длительное нарушение ритма питания (длительные интервалы между приемами пищи).
– Раннее введение в пищевой рацион жирной и острой пищи.
– Пороки развития желчевыделительной системы.
– Хронические очаги инфекции.
– Нервные перенапряжения, стрессовые ситуации.
– Заболевания желудка и 12-перстной кишки.
Механизм патологического процесса:
Нарушение секреции пищеварительных гормонов вызывают нарушение регуляции функции желчевыведения. Неврозы, нарушение тонуса нервной вегетативной системы, нарушение нейрогуморальной регуляции вызывают расстройство координации и мышечного тонуса желчного пузыря и протоков. Застой желчи способствует снижению бактерицидных свойств кишечника, что ведет к развитию дисбактериоза. Нарушение оттока желчи с последующим изменением ее биохимического состава и коллоидных свойств способствуют выпадению в осадок составных частей желчи и создают условия для развития ЖКБ.
Хронический гастрит сестринский процесс
Сестринский процесс при остром и хроническом гастритах
1 этап: проведение субъективного и объективного обследования по общей схеме, изложенной в методическом пособии «Методика сестринского обследования». При обследовании выявляются изменения, изложенные в лекции. В заключение 1 этапа необходимо определить потребности, которые у пациента нарушены (см. иерархию потребностей по Маслоу).
2 этап : определение проблем пациента и сестринских диагнозов. Необходимо помнить, что проблемы могут быть настоящие и потенциальные, но каждая из них может быть первичной, промежуточной и вторичной.
Статьи о сестринском деле: Сестринское дело
При остром и хроническом гастритах возможны следующие физиологические проблемы:
- Снижение аппетита
- Отрыжка воздухом или кислым
- Вздутие живота
- Тошнота, изжога, рвота
- Снижение аппетита из-за воспалительного процесса слизистой оболочки желудка
- Тошнота, рвота из-за нарушения двигательной функции желудочно-кишечного тракта и воспаления слизистой желудка
- Нарушение сна
- Нарушение сна из-за наличия болевого синдрома в связи с воспалением слизистой желудка
- Снижение трудоспособности, быстрая утомляемость
- Снижение трудоспособности, быстрая утомляемость из-за интоксикации вследствие воспаления слизистой оболочки желудка
- Боль в животе
- Боль в животе из-за воспаления слизистой желудка
- Боль в полости рта и за грудиной
- Боль в полости рта и за грудиной из-за ожога слизистой полости рта и пищевода уксусной кислотой
- Ограничение самоухода
- Ограничение самоухода из-за интенсивного болевого синдрома при коррозивном (или флегмонозном гастрите)
- Желудочное кровотечение
- Желудочное кровотечение из повреждённых сосудов вследствие ожога слизистой
- Понос
- Понос из-за снижения секреторной функции желудочной секреции
- Запор
- Запор из-за повышения секреторной функции желудочной секреции
- Лихорадка 1 (2,3) период
- Лихорадка 1 (2,3) период из-за воспаления слизистой желудка
- Неотложные состояния: обморок, коллапс, шок
- Психологические проблемы:
- Дефицит знаний о собственном заболевании, причинах и исходах, прогнозе, требованиях к рекомендуемой диете, об изменениях образа жизни, особенностях приёма лекарственных препаратов, правилах подготовки к лабораторным и инструментальным исследованиям
- Дефицит умений по вопросам самоконтроля, само- и взаимопомощи при неотложных состояниях и по уходу
- Чувство тревоги по поводу прогноза заболевания из-за изменения образа жизни
Удовлетворить проблемы пациента по ликвидации дефицита знаний медицинская сестра может, применяя рекомендации, изложенные в разделах «Основы общения и педагогики в сестринском деле»
- Риск падения и травматизации (обморок; нарушение равновесия и головокружение при коллапсе)
- Риск ожогов
- Риск внесения инфекции
- Риск побочного действия лекарственного препарата (например, антибиотиков)
3 этап : это определение:
- Цели краткосрочной и долгосрочной (с указанием условий, сроков, критериев)
- Задач с определением:
А) тактики в отношении врача,
Б) оказания помощи пациенту для облегчения его самочувствия,
В) наблюдения за функциональным состоянием,
Г) мероприятий по профилактике возможных осложнений
- Плана сестринских вмешательств
А) определить тип сестринских вмешательств (независимые, взаимозависимые, зависимые)
Б) обсудить с пациентом план ухода
В) ознакомить других участников сестринского процесса с планом сестринского ухода
Необходимо помнить, что каждая проблема решается отдельно.
Постановка целей и сестринских вмешательств по решению проблем безопасности рассматривалась на втором курсе обучения в темах: «СПЭР», «Дезинфекция», «Стерилизация», «Методы простейшей физиотерапии», «Медикаментозное обеспечение пациентов», «Сестринский процесс в работе с пациентами тяжелобольными, неподвижными, пожилого возраста», а также в предыдущих лекциях текущего курса.
4 этап : реализация плана сестринских вмешательств с использованием известных стандартов манипуляций, процедур и ухода.
5 этап : оценка эффективности сестринских вмешательств на уровнях
- Пациента (степень удовлетворения его потребностей)
- Медсестры (выполнение поставленных задач, целей, соответствие вмешательств стандартам)
- Старшей медсестрой
Другие сестринские процессы